суббота, 2 мая 2015 г.

О маркетинге и типах руководителей по Ицхаку Адизесу

Спасибо Вячеславу Собко: порекомендовал замечательную книгу Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует». Вот я ее прочел, подумал, и написал несколько сумбурные заметки, которые могут кое-что дополнительно прояснить моим ученикам:
Проблемы в использовании маркетинга в компаниях связаны с более общей проблемой — со сложностью построения системы управления компаний. Как известно, что мы и изучаем на занятиях, тип организационной культуры компании и тип ее рыночного поведения жестко задается психотипом ее руководителя. Причем процесс этот автоматический. При этом хорошо «работает» соционика, описывающая психологические типы людей в соответствии с типологией Карла Густава Юнга.
Но существует проблема практической привязки соционической типологии к бизнесу. И тут (спасибо Вячеславу Собко) мне в руки попала книга Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует». Что удивительно, Адизес создал свою типологию руководителей, которая очень напоминает психологические типы Карла Густава Юнга.
Типология Адизеса, за которой стоит большой опыт работы с разными руководителями и компаниями, как раз дает такую четкую привязку. За Р-типом (прозводственник) по Адизесу легко узнается руководитель с жизненной стратегией доминирования со всеми его плюсами и минусами. За Е-типом (предприниматель) еще легче узнается руководитель с жизненной стратегией новизны. А-тип (администратор) — конечно же босс с жизненной стратегией количественного накопления, а I-тип (интегратор) — начальник с жизненной стратегией эмоционального накопления.
Четко расписаны все достоинства и недостатки руководителей разных типов, создающие большие возможности и большие проблемы компаниям. К примеру, ориентация руководителей Р-типа и А-типа на сиюминутные результаты, на решение тактических задач, а также пренебрежение стратегией и будущим компании. И стремление руководителей Е- и I-типов заниматься будущим в ущерб настоящему.
Ицхак Адизес доказывает, что невозможно в одном человеке «собрать» все четыре необходимых для руководства типа. Что давно известно из Юнга и соционики — таких идеальных людей просто не бывает. И что, честно сказать, делает смешными все попытки развития лидерства в людях, изначально не являющихся лидерами и не имеющих харизмы. То есть идеального руководителя просто не существует на свете, это такой мифический единорог Смайлик «smile»
Но как же быть в таком случае, как приблизить руководство компании к идеальному? Адизес пишет, что для успешности бизнеса надо собрать в руководстве компании руководителей всех основных типов, или хотя бы людей, у которых в сильной позиции находятся сразу два типа. Впрочем, об этом же много лет назад говорил Анатолий Панченко — в руководстве компании должен присутствовать весь круг Юнга. Но мне тогда, честно говоря, было непонятно, как можно было собрать в одном месте этот «террариум единомышленников». И тогда Анатолий дал четкий ответ: босс должен находиться над этим кругом, он должен его стабилизировать.
Однако есть и такой момент: Адизес считает возможным существование руководителя, сильного одновременно в Е и Р-типах, что по соционике просто невозможно. Я тоже в этом уверен, что невозможно. Ведь еще есть и вариации — каждый тип расщепляется на несколько подтипов. Если использовать характеры зверей, то лев и тигр относятся по Адизесу к одному Р-типу, но уж очень и очень разные. И точно такая же картина наблюдается по всем типам руководителей — лиса и волк относятся к одному А-типу, но ведут себя очень по-разному. Олень и мартышка оба относятся к Е-типу, но вести себя будут по-разному. К I-типу относятся медведь и заяц. А если еще подключить сюда экстраверсию и интраверсию... Интровертный и экстравертный заяц это сильно разные по поведению зайцы Смайлик «smile»
И тут соционика позволяет значительно облегчить понимание и применение всего того богатства, которое накопил и предложил людям Ицхак Адизес. Ну как в самом деле, прочтя книгу, посмотреть на конкретного руководителя и понять, к какому типу он относится? Только воспользовавшись описанием поведения боссов разных типов по Адизесу? А вот соционика может многое сказать о типе человека по его внешнему виду и поведению.
Так при чем тут маркетинг? А он нужен для добывания, обработки и поставки руководству информации, необходимой для принятия решений. Стратегический маркетинг на стратегическом уровне, и операционный на тактическом. А маркетинговые решения принимает первый руководитель. Как ему поставлять информацию без учета его психотипа, то есть без учета его личного способа обработки информации и принятия решений? Тем более, что большинство руководителей прямо-таки уверены, что видят свою компанию и окружающую среду чистым и незамутненным взглядом, объективно и правильно. А ведь это никому не дано! Нужна управленческая команда!

Комментариев нет:

Отправить комментарий