понедельник, 2 ноября 2009 г.

Манипуляции в рекламе

Хотел написать статью на эту тему, однако приведенный ниже отрывок из дискуссии на портале "Профессионалы", в которой я принял участие, заменяет собой всякую статью:

Татьяна Широганова:
Собственно, вопрос к Вам простой:
Замечаете ли Вы манипуляции в рекламе? И какие конкретно методы используют создатели рекламы, что именно хотят Вам «навязать»?

Сергей Захаров
Искренне повеселился, читая тему. И уменя вопрос: друзья: а кто из вас владеет техниками манипуляции в общении с людьми? Ведь они так необходимы в жизни каждого из нас - чтобы понравиться девушке, убедить в своей правоте начальника и т.д.
Ответ-то известен заранее, хотя книг на эту тему написано и продается много.
Так вот: манипуляции в рекламе нисколько не легче освоить на практике, хотя рассуждать о них можно сколько угодно. Так что все это страшилки для детей :-)
Другое дело попытки манипуляции - но то, что попытка состоялась совсем не означает, что получен результат.

Сергей Хромов-Борисов
Да бросьте, чего там осваивать? Расслабиться надо, и ближе к корням, к истокам...
Самые мощные и бесстыжие манипуляторы, которые мне попадались - это маленькие дети и знакомые коты.

Сергей Захаров
Они же умных книжек не читали :-)))))
К тому же у них нет сознательных плохих намерений - они само естество, поэтому им многое позволено :-) А рекламисты - у них же книжки из ушей уже торчат, какие уж тут манипуляции:-)

Сергей Хромов-Борисов
У них нет плохих намерений, потому, что они различают добро и зло только по отношению к себе...

Сергей Захаров
У нас многие люди в бизнесе перестали вообще различать добро и зло, в том числе и рекламисты. Но, по моим наблюдениям, среди людей даром влияния часто наделены те, кто четко понимает, где что. Среди них есть настоящие добрые и злодеи - путаников только нет :-)

Олег Макаров
Сергей, приветствую
Слов много, смысл неясен.
О чём Вы, всё-таки, хотели сказать?

Сергей Захаров
А я так надеялся на ясность :-)
Все просто, Олег: люди ищут кошку в темной комнате, а ее, как и полагается, там нет.

Олег Макаров
Сергей, если Вы не внесёте ясность, то откуда ей взяться?

Сергей Захаров
Внесу, Олег: освоить реальное манипулирование не только в рекламе, но и в жизни невероятно трудно. Существуют попытки, почти всегда безуспешные.

Чаще всего, когда говорят о манипуляции, говорят об обычных естественных приемах влиять на людей, никак не связанных с обманом.

Олег Макаров
То есть Вы считаете, что манипуляция обязательно связана с обманом, правильно ли я понимаю?

Сергей Захаров
Это не я считаю, Олег, так считают все обличители рекламы: вот сидит добропорядочный гражданин нашей страны, тут ему показывает какой-нить "Овип Локос", что-то то такое тайное и неприличное с человеком делают, и он покупает пиво, которое ему не нужно. Общий вывод такой: реклама ОБМАНОМ втюхивает товар, который человеку не нужен.

Олег Макаров
"Это не я считаю, Олег, так считают все обличители рекламы:"
Сергей, мы тут не обличителей, вообще-то обличаем, а обсуждаем тему "манипуляции в рекламе". Так как, в таком случае, считаете Вы?

Сергей Захаров
Олег, а это не ответ? Это вопрос автора темы:
Замечаете ли Вы манипуляции в рекламе? И какие конкретно методы используют создатели рекламы, что именно хотят Вам «навязать»?
Я считаю манипуляцией желание обхитрить клиента. А нормальной работой - умение тому понравиться естественным путем, убедить его. Если хотите, девушка может постараться понравиться молодому человеку естественным путем, а может подсыпать что-нибудь дурманящее в чай.
Случаи реального подсыпания дурмана крайне редки, не стоит за них выдавать естественные способы воздействия.

Сергей Хромов-Борисов
А косметика в какую категорию попадет? Дурман или честное желание понравиться?

Сергей Захаров
Сравнительно честное:-))))))))

Сергей Хромов-Борисов
Ага, то есть градации. Может, и с манипуляцией то же самое?

Сергей Захаров
Четкая граница между черным и белым есть только на шахматной доске. Можно навертеть кучу дефиниций, пытаясь найти точное определение, позволяющее отделить манипуляцию от неманипуляции - но дело это заведомо проигрышное. Однако на уровне здравого смысла все прекрасно понятно: если девушка намеренно применит психотропное вещество, которое отключит на время самоконтроль юноши - то это манипуляция. Если юноша потеряет на время часть самоконтроля под действием чар девушки, запаха духов и собственной гормональной бури - то это дело естественное :-)))))) И кто осудит девушку, если юноша ей нравится, она не преследовала недобрых целей, красиво оделась, нанесла удачный макияж и немного французских духов на красивые запястья? :-)

1 комментарий: